В основу правил создания карт положены технические резолюции МГО
Проблема, поставленная Баскиным, — «существенно сократить судовые коллекции для гражданских ведомств, не потеряв, а даже улучшив их качество», может иметь отношение только к службам мореплавания. Перед ними никаких препятствий для ее решения не существует. В то же время, сидя в тиши кабинетов, нельзя установить судовую коллекцию для любых судов на все случаи жизни. И даже если эта работа будет выполнена, она потеряет свое значение для транспортных судов через полгода — год в связи с постоянными изменениями районов плавания, политической обстановки и строительством новых портов, развитием технических средств судовождения и выходом новых карт и пособий.
И последнее. Заявление Баскина о том, что военные «диктуют содержание карт», не соответствует действительности. Да, правила составления морских навигационных карт в СССР разработаны Главным управлением навигации и океанографии МО СССР. Однако в основу всех этих правил положены технические резолюции Международной гидрографической организации (МГО), которые вырабатывались, уточнялись, совершенствовались странами-членами МГО (в настоящее время их число достигло 57) с 1919 г. по настоящее время.
Технические резолюции МГО, касающиеся карт, составляют один из 13 разделов Сборника резолюций МГО, в котором 8 разделов относятся к техническим, 4 — к административным, а 1 раздел представляет собой «Условные знаки и сокращения, используемые на навигационных картах».
В последние годы МГО проведена значительная работа по систематизации резолюций, касающихся карт, в результате чего в 1979—1982 гг. была издана Спецификация карт МГО, которая вместе с разделом В Технических резолюций и «Условными знаками» охватывает все вопросы составления карт.
Советские руководящие документы, регламентирующие картосоставление, издание и корректуру карт и пособий, включают в себя подавляющее большинство положений (в том числе и основные условные знаки) из перечисленных выше документов. В связи с этим требование автора при изъятии карты крупного масштаба переместить на оставляемую карту (читай — мелкого масштаба!) необходимую навигационную информацию выглядит несколько оторванным от реальных возможностей картографии и международных требований к картосоставлению. Статья 103.2 гласит: «На навигационных картах должно показываться столько деталей навигационной обстановки, сколько может быть отчетливо представлено в графическом виде».
Частота и подробность показа глубин, изобат, СНО и т. д. в зависимости от масштаба карты регламентируются другими разделами упомянутой Спецификации.
Таким образом, если военные и «диктуют» содержание карт, то в международных масштабах, а не только в СССР, поскольку действительно, как отмечает автор, большинство гидрографических служб стран членов МГО представлено военными гидрографами (39 из 57 стран). При этом в большинстве стран — членов МГО гидрографические службы являются монополистами в издании морских навигационных карт. Однако этот «диктат» рождался в процессе длительного изучения спроса мореплавателей, возможностей картографической (в том числе и полиграфической) промышленности и на основании обобщения опыта мировой картографии.
В настоящее время в ЦНИИМФе возник оригинальный метод создания отдельных нормативных документов, который становится системой: в ходе выполнения НИР создается проект, который после получения отзывов с мест перерабатывается полностью специально создаваемой редакционной комиссией, составленной из представителей пароходств, министерства и автора, а институт получает деньги за выполненную работу.
Похоже, что статья «А что у нас делается с картами?» выполняет задачу для очередной НИР по оптимизации судовых коллекций. Мгновенный вывод выигрыша и дающие слоты каждому в pm казино .