Диалектика развития архитектурной мысли #004
Вернувшись к концепции Малевича, нужно сказать, что художественные открытия авангарда были предопределены спецификой культурной жизни Москвы не меньше, чем развитие неорусского стиля. Москва дала почву сначала для импрессионистических тенденций в отечественном искусстве, а затем явилась оплотом русского авангарда.
В предреволюционные годы вокруг Московского училища живописи, ваяния и зодчества сплотились молодые новаторы. Именно здесь, а не в петербургской Академии художеств собирались выходцы из всех социальных слоев и уголков тогдашней России. Футуристы во главе с М. Ларионовым устраивали выставки «без жюри», чтобы показать учебные работы, не принятые преподавателями. Действуя не под эгидой училища, а, напротив, отрицая его официальную линию, они же организовали скандально известные объединения и экспозиции («Бубновый Валет», «Ослиный хвост» и др. 10). К этой бунтарской группе ниспровергателей традиций примыкал и Малевич.
Только после революции «левые», безоговорочно принявшие Октябрь, включились в созидательную деятельность по перестройке высшей художественной школы. Они были главными организаторами Свомаса (Свободных государственных художественных мастерских), а затем Вхутемаса и Вхутеина, в основу которых вошли Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановское художественно-промышленное училище. Новая высшая художественная школа прославилась своим новаторством не только в сфере изобразительного искусства, но и архитектуры.
Однако до революции на архитектурном отделении еще царило проектирование, в самом положительном смысле называвшееся «компиляцией». Впрочем, от эклектического смешения форм уже совершился переход к их синтезу. Вместе с Щусевым здесь работал С. Ноаковский. Преподавая архитектурное проектирование, он учил проникновению в суть композиционных принципов всех архитектурных стилей. Тем не менее зависимость зодчества от таких факторов, как непосредственное влияние заказчика на выбор художественного решения, экономика, строительная техника, всегда предопределяла его инертность к новаторским тенденциям, проявившимся в изобразительном искусстве в 1910-е гг. Архитектуру авангард захватил на десятилетие позже.
Одной из форм борьбы новаторов за установление невиданного архитектурного языка была и статья Малевича, которую мы приводим. Она характеризует определенный этап разработки художником концепции художественного творчества, подробнее изложенной в его печатной работе, опубликованной в 1919 г. Для понимания высказанных в этих трудах принципов необходимо иметь представление о том, как складывалось отношение Малевича к наследию. Вечный доступ к легендарным играм тут .